Внешний отчет 1С
Любая система автоматизации учета только тогда выполняет свои функции, когда она имеет средства обработки накопленной в системе информации и получения сводных данных в удобном для просмотра и анализа виде. Как правило, для решения подобных задач в системе автоматизации учета существует подсистема формирования отчетных документов (их еще называют выходными документами). Такая подсистема может формировать набор различных отчетных документов, достаточных для удовлетворения потребности пользователей системы в достоверной и подробной выходной информации.
Отчеты и обработки в системе 1С:Предприятие
Для получения сводной выходной информации в системе 1С:Предприятие используются объекты метаданных, называемые «Отчет» и «Обработка». Объект данных этого типа представляет собой алгоритм обработки информации на внутреннем языке системы 1С:Предприятие. К алгоритму «прикрепляется» диалог, при помощи которого, при необходимости, можно организовать ввод каких-либо параметров, влияющих на ход его алгоритма. Обычно алгоритм имеет и сделанное в табличном редакторе описание печатной формы, которое используется для вывода результатов выполнения алгоритма на экран и принтер. В некоторых случаях одна и та же таблица используется и для ввода параметров, и для вывода результатов.
Название «Отчеты» и «Обработка» отражает два вида задач, которые могут выполняться объектами метаданных этих типов.
Во-первых, это получение разнообразных отчетных документов. В этом случае информация, накопленная в системе, используется для обобщения и формирования итоговых результатов в различных раз. резах.
Во-вторых, это выполнение различных действий над информацией. Например, с их помощью можно выполнять удаление из системы устаревших данных, импорт информации из других систем и многое другое. Характер выполняемых в этом случае действий отражает название объекта метаданных — «Обработка», так как в результате информация, хранящаяся в системе, претерпевает какие-либо изменения.
С точки зрения настройки, эти два типа объектов метаданных совершенно одинаковы. Однако рекомендуется алгоритмы, выполняющие какие-либо изменения в информационной базе, размещать на ветви «Обработка» и назначать права на использование обработок только наиболее подготовленным пользователям системы.
Далее в этой главе для простоты используется термин «отчет», при этом имеются в виду оба типа объектов метаданных.
Управление списком отчетов
Вся работа с объектами метаданных типа «Отчеты» и «Обработка» ведется в окне «Конфигурация — Метаданные». Для отчетов отведена отдельная ветвь дерева метаданных, которая начинается у ключевого слова «Отчеты», для обработок — ветвь, начинающая у слова «Обработки».
Редактирование свойств отчета
Свойства отчета редактируются в палитре свойств «Свойства Отчета». Приемы редактирования свойств отчета совпадают с общими приемами редактирования свойств объекта метаданных, изложенными в и. «Свойства объектов метаданных» на 21.
Создание формы отчета
Фактически, объект метаданных типа «Отчет» («Обработка») представляет собой только форму: модуль формы является алгоритмом построения отчета, диалог позволяет задавать параметры формирования отчета, а таблица служит для выдачи результатов построения отчетов в требуемом виде. Конечно, из этого утверждения есть и исключения: например, у объектов метаданных типа «Обработка» таблица чаще всего отсутствует, а для отчетов, напротив, может заменять собой диалог. Однако, в наиболее общем виде отчет представляет собой именно форму.
Свойства отчета, присущие ему, как объекту метаданных, — идентификатор, синоним, комментарий — идентифицируют отчет в структуре метаданных конфигурации и позволяют обращаться к нему, например, при создании наборов прав или разработке пользовательских интерфейсов.
Для редактирования формы отчета используется комплексный редактор форм, который вызывается выбором пункта «Редактировать форму» из контекстного меню объекта метаданных. Описание работы с редактором форм в целом и его «составляющими» приводится в соответствующих главах настоящего Руководства.
Управление сохранением настройки отчета. При редактировании диалога отчета редактор форм, помимо прочих функций, позволяет управлять режимом «сохранения настройки». Поясним это подробнее.
В процессе работы с отчетами с режиме запуска «1С:Преднриятие» у пользователя существует возможность «сохранить настройку» — запомнить текущие значения реквизитов диалога отчета. Состояние реквизитов запоминается в специальном файле на жестком диске и, фактически, может сохраняться неограниченное время. При последующих сеансах работы с системой 1С:Предприятие и использовании того же самого отчета пользователь может восстановить сохраненную ранее настройку — фактически, заполнить реквизиты диалога отчета необходимыми значениями. Такая возможность особенно удобна, если диалог отчета содержит большое число различных параметров.
При сохранении набору значений реквизитов отчета присваивается имя. Таким образом, пользователь может сохранять различные наборы значений, а затем вызывать их, выбирая из списка по имени.
Редактор диалогов позволяет управлять режимом сохранения настройки.
В палитре свойств шаблона окна диалога отчета присутствует флажок «Режим сохранения настройки». По умолчанию он установлен, в этом случае для редактируемого отчета в режиме запуска «1С:Предприятие» доступны функции сохранения и восстановления настройки: в меню «Действия» будут присутствовать пункты «Сохранить настройку» и «Восстановить настройку», а в напели инструментов отчета — соответствующие кнопки.
В случае необходимости, флажок «Режим сохранения настройки» может быть снят.
В свою очередь, в палитре свойств реквизитов диалога (кроме реквизитов типа «Текст», «Кнопка», «Картинка» и «Рамка группы») присутствует флажок «Сохранять при сохранении настройки». Установкой этого флажка можно задать сохранение значений конкретных реквизитов диалога в процессе сохранения настройки.
Кроме описанных выше возможностей, сохранять и восстанавливать значения реквизитов диалога можно при помощи встроенного языка системы 1С:Предприятие, для этого используются системные функции СохранитьЗначение() и ВосстановитьЗначение().
Внешние отчеты (обработки)
Внешним отчетом (обработкой) в системе 1С:Предприятие называется отчет (обработка), хранящиеся вне конфигурации, в отдельном файле внешнего отчета (обработки). Внешний отчет служит для решения тех же задач, что и объекты метаданных типа «Отчет» или «Обработка».
Внешние отчеты (обработки) не обладают в полной мере всеми свойствами, присущими объектам метаданных. Так, внешние отчеты (обработки) не имеют идентификаторов и обращение к ним, например, при создании пользовательского интерфейса, выполняется по имени файла внешнего отчета (обработки).
Основное преимущество внешнего отчета (обработки) — возможность его проектирования и отладки в процессе работы системы 1С:Предприятие. В этом случае разработка и отладка отчета (обработки) значительно ускоряются: редактирование и сохранение внешнего отчета (обработки) выполняется в режиме Конфигуратора, без сохранения конфигурации в целом, а запуск — в режиме «1С:Предприятие». Для выполнения внешний отчет (обработка) загружается при помощи меню «Файл» и работает так же, как и любой другой отчет конфигурации.
Любой объект метаданных типа «Отчет» или «Обработка» может быть скопирован в файл внешнего отчета (обработки) и наоборот — форма объекта метаданных может быть заменена формой внешнего отчета (обработки).
Для внешнего отчета (обработки) может быть создано описание, как и для других объектов метаданных. Внешний отчет может быть защищен паролем от несанкционированного редактирования или исполнения.
Для обеспечения целостности конфигурации внешние отчеты рекомендуется использовать, в основном, в отладочных целях. После отладки алгоритма формирования отчета необходимо включить внешний отчет в конфигурацию.
Создание внешнего отчета (обработки)
Для создания внешнего отчета (обработки) необходимо выбрать пункт «Новый» в меню «Файл» главного меню Конфигуратора и в выданном на экран запросе выбрать строку «Внешний отчет (обработка)».
На экран будет вызван редактор форм для разработки внешнего отчета (обработки).
Так как внешний отчет не является частью текущей конфигурации (хотя и очень тесно с ней связан), процедура его сохранения отличается от процедуры сохранения изменений, описанной п. «Сохранение конфигурации» на 32. Для сохранения внешнего отчета необходимо использовать пункт «Сохранить» или «Сохранить как…» из меню «Файл» главного меню Конфигуратора. В стандартном диалоге сохранения файла выберите тип файла «Внешний отчет (обработка) (*.ert)» и введите имя для сохраняемого внешнего отчета.
Создать внешний отчет можно также из существующего объекта метаданных типа «Отчет». Для этого необходимо открыть для редактирования форму отчета и в меню «Файл» главного меню Конфигуратора выбрать пункт «Сохранить как…». В стандартном диалоге сохранения файла следует выбрать тип файла «Внешние отчеты (*.ert)» и указать имя для сохраняемого внешнего отчета (обработки).
По умолчанию внешний отчет (обработка) предлагается сохранить в подкаталоге ExtForms, который автоматически создается в каталоге с информационной базой. Однако это не обязательно — внешний отчет можно сохранить в любом каталоге. Но с точки зрения использования отчетов при работе системы 1С:Предприятис размещение отчета будет играть решающую роль.
Если система 1С:Предприятие используется в сети, средствами сети для «простых» пользователей системы можно организовать доступ к каталогу ExtForms «только чтение», а в Конфигураторе разрешить использование только тех внешних отчетов, которые расположены в этом каталоге. В этом случае пользователи могут использовать внешние отчеты, расположенные в каталоге ExtForms, но не смогут записать в этот каталог свои внешние отчеты.